Распечатать Страница

История образования

Образование Нижнеингашского района

К 1917 году на территории нашего района было 7 начальных церковно-приходских школ, образованных в основном в 1912-1916 годах. В них работало 11 учителей. Обучалось 250-270 детей. В год рождения района, в 1924 году, было 22 начальные школы (в некоторых источниках – 31). До образования района вопросами образования на территории нынешнего Нижнеингашского района ведал Канский уездный отдел.

Районный отдел народного образования  был создан  вместе с созданием Нижнеингашского района, который  образован по   приказу Енисейского губернского исполкома № 52 от 4 апреля 1924 года на основании постановления ВЦИК. В период организации    в состав района входило 68 поселений с населением 27212 человек.      На момент создания в районе имелось: 31 начальная школа, 8 изб-читален, 3 народных дома, 18 пунктов ликбеза. На избы-читальни выписывалось 75 экземпляров газет.

Основной задачей района, как и всего советского государства, в тот период было добиться к 30-му году всеобщего четырехклассного образования.

В 1925 году во вновь образовавшемся Нижнеингашском районе было открыто еще девять начальных школ. Встречаются сведения, без указания источника, что в январе 1925 года райком комсомола организовал в школах три первых пионерских отряда, в которые вошли 94 пионера.

В 1930 году в исполнительном органе районного Совета народных депутатов действовал отдел народного образования. Первыми учителями в Соколовской, Кучеровской, Верхнеингашской, Павловской и других начальных советских школах были учителя, ранее работавшие в «министерских», т.е. волостных школах, а также церковно-приходских. Одними из первых учителей района были Ирина Петровна Яковлева (работала в нижнем Ингаше, начинала работу еще в церковно-приходской школе), Елизавета Михайловна Антипина (работала в Кучерово с 1915 году, окончив Великолукскую учительскую семинарию).

Целенаправленно учителей для школ начал готовить Канский педагогический техникум. К середине 30-х годов задача начального всеобуча в районе фактически была выполнена. И теперь была поставлена новая задача – организация семилетнего образования. В 1934 году в Нижнеингашском районе было 5 семилетних и 58 начальных школ, 10 детских яслей. В школу дети в основном поступали в возрасте 9 лет, учебный год для них из-за сельскохозяйственных работ начинался с середины сентября, старшие школьники активно вовлекались в работу по ликвидации неграмотности. Школы размещались в неприспособленных помещениях , чаще всего в домах раскулаченных крестьян.

Рисунок1 

6 класс Кучеровской неполной школы
1935/1936 учебный год

 

Рисунок7

Аттестат 1940 года

Первая средняя школа в Нижнеингашском районе появилась в Решотах в 1938 году.

 В годы Великой Отечественной войны все школы района продолжали работать. Учебный год начинался с октября, когда заканчивалась уборка урожая, к которой привлекались все школьники. Учителя мужчины, директора школ были призваны в армию. На их место учителями сельских школ направлялись лучшие выпускники семилетних школ. В районном отделе образования на краткосрочных курсах их готовила до 1943 года Елизавета Михайловна Антипина.

Рисунок2

8 класс Кучеровской школы, 1941 год

Рисунок11

Начальная  школа д.Фокино 1942-1943 год

В 1946 году число учеников в районе составило 5276 , в 1948 году – 8135 человек. В течение 1947-1948 г.г. в районе были открыты новые школы – 11 начальных и 3 семилетних. Всего в 1948 году работали 2 средних школы (Решотинская и Нижнеингашская, которая выпустила первых 6 выпускников), 7 семилетних, 80 начальных. К концу 1948-1949 учебного года было 2 средних, 10 семилетних, 91 начальная. Обучение в школах осуществляли 350 педагогов. Их труд, особенно за военный период, высоко оценивается государством: Районная газета «Победа» от 08.04.1949 г. публикует сообщение «О награждении орденами и медалями учителей школ  Красноярского края за выслугу лет и безупречную работу», в котором называются награжденные учителя школ Нижнеингашского района.

«Орденом Ленина – Афиленков Ераст Иванович, учитель и директор Верхнеингашской семилетней школы. Орденом Трудового Красного Знамени – Полякова Таисия Васильевна, учительница  начальных классовН-Ингашской школы. Орденом «Знак Почета»- Зюськевич Антонина Павловна, учительница Н-Ингашской начальной школы. Медалью «За трудовую доблесть» – Мазурова Нина Петровна, учительница начальных классов Решётинской средней школы; Осипов Николай Иванович, учитель и заведующий Московской начальной школы; Степанова Пелагея Георгиевна, учительница и заведующая Шпалозаводской начальной школы; Чеботарёва Тамара Алексеевна, учительница начальных классов Кучеровской семилетней школы. Медалью «»За трудовое отличие» – Кокорина Елизавета Александровна, учитель и директор Касьяновской семилетней школы; Медведева Варвара Нестеровна, учительница Ивановской начальной школы; Никифорова Алефтина Семеновна, учительница Тинской семилетней школы.»

В 1949 году на районном совещании перед работниками образования озвучивается задача, поставленная руководством страны: «В новом учебном году должно быть полностью проведено всеобщее обязательное семилетнее образование не только в городе, но и в деревне. По постановлению советского правительства все учащиеся, закончившие в этом году четвертые классы, должны быть приняты в пятые классы семилетних и средних школ…»

К 7 ноября 1949 года районный отдел народного образования рапортует: «В селе Решёты закончено строительство и оборудование типового двухэтажного зданиясредней школы»

В 1950 году заведующий районо В.Сумаков приводит данные: «В нашем районе 113 начальных, семилетних и средних школ в которых в этом учебном году обучается 10 000 детей. В школах работает 365 учителей». По результатам переводных и выпускных экзаменов отмечались учителя, чьи ученики показали лучшие знания. «Все 32 ученика Решётинской средней школы учительницы Ермашкевич Марии Кузьминичны сдали экзамены только на  хорошо и отлично». Среди лучших также результаты учеников Московской начальной школы учителя Осипова Николая Ивановича; воспитанников 4 класса Тинского детского дома и Н-Александровской начальной школы учителя Крылова, где 100 процентов учеников 4 класса сдали экзамен и переведены в 5 класс… Хорошо начали сдавать экзамены на

В 1952 году в живописной местности на берегу реки Пойма открывается пионерский лагерь, первоначально на 70 мест с оборудованными спальнями, столовой, клубом, медицинским пунктом. Первые пионервожатые- Аляутдинова, Лозицкая.

16 января 1952 года принимается решение райисполкома о реорганизации Ивановской начальной школы в семилетнюю. 29 мая этого же года – об отводе земельного участка для строительства Соколовской семилетней школы, и в конце 1952 года – о преобразовании Тинской семилетней школы в среднюю.

Большое развитие получает тимуровское движение, краеведческое («Красные следопыты»), туристические походы. В Нижнем Ингаше и Нижней Пойме открываются музыкальные школы, впоследствии преобразованные в школы искусств. В клубах и школах работает множество кружков по интересам. Открываются станция юных техников и станция натуралистов (впоследствии на ее базе создана Детский оздоровительно-экологический центр). Большое внимание уделяется физическому развитию детей: ведутся баскетбольные, волейбольные, легкоатлетические, лыжные секции. Особенными спортивными успехами отличаются Нижнеингашская №1, Решетинская №1, Тиличетская, Поканаевская средние школы..

Прием в поионеры и комсомол

Прием в пионеры и комсомол

          Вручение комсомольских билетов

Вручение комсомольских билетов

 учащиеся 1 класса с вожатой, 1960 год, Гуринович Альбина, 13 лет, п. Кедровый

Учащиеся 1 класса Поканаевской школы с вожатой, 1960 г.

 

шествие на пионерский костер 19 мая 1966 год, Порошкина Вероника,п. Поканаевка,10 лет

На пионерский костер, 19 мая 1966 год (Поканаевская школа)

В 1968 году была построена Тинская школа рабочей молодёжи.

В 1971 году на должность заведующего районным отделом народного образования назначается Пётр Петрович Тихонович. Он, уроженец небольшой деревни Юпатьевка, после окончания с хорошим аттестатом  в 1952 году средней школы, был направлен учителем физкультуры и математики в Касьяновскую семилетнюю школу. По его воспоминанию в то время в школе обучалось 360 учеников, было две параллели каждого класса. В 1957 году Тихонович П.П. был отправлен на трехмесячные курсы в Красноярский педагогический институт, затем – учителем технологии в Нижнеингашскую среднюю школу. В 1960 году он поступил в Красноярский пединститут, который окончил в 1964 по специальности «преподаватель физики и математики». Коллеги избрали его председателем райкома профсоюза  (в то время в нем состояло 1200 человек). В то время это была ставка освобожденного председателя.

В семидесятые годы система народного образования решает задачи перехода   на одиннадцатилетнее образование. Семидесятые годы особенно «урожайные» на строительство новых школ в районе: строятся Березовская, Тинская №3, Стретенская, Ивановская, Соколовская школы, а также новый интернат при Соколовской школе. К началу учебного 1977-1978 учебного года сдана новая Павловская школа, принята в эксплуатацию Александровская.

Березовская школа, 1979 г.

Березовская школа, 1979 г.

Выпускники школ успешно поступают в медицинские, сельскохозяйственные, педагогические средние и высшие учебные заведения и молодыми специалистами возвращаются в район. Обеспечивается высокий уровень педагогических кадров и руководителей школ района. Среди них директора-новаторы средних школ: Григорий Моисеевич Рогов (Решотинская №1), Пётр Алексеевич Савватев (Тинская №1), Надежда Дмитриевна Волкова (Поканаевская), Ярослав Иванович Якимечко (Березовская). В школах работало много педагогов мужчин.

В 1977 году была построена специализированная школа-интернат в п.Тинском.  В 1984 году в районе функционировала  51 общеобразовательная детская школа. Из них 16 средних, 5 восьмилетних, 32 начальных, 8 школ работающей молодёжи, 1 средняя образовательная заочная школа. 81 % школьников занимались  в средних школах.  В школах обучался  5231 ученик. В интернатах проживало 516 учащихся.  В 1984 году в районе работало 36 дошкольных учреждений, 4 внешкольных учреждения (районный дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, отделение детской спортивной школы), которые объединяли более 1200 детей пионерского возраста.

Районные соревнования по л. гонкам

Районные соревнования по лыжным гонкам

В ноябре 1978 года впервые в районе начались занятия в учебно-производственном комбинате, который был создан  на базе Новоалександровской школы  по инициативе директора Сергея Петровича Курочкина и преподавателя Аркадия Даниловича Матвиенко. Подготовка сельских школьников по профессиям механизаторов и животноводов была поддержана руководством района и управлением сельского хозяйства.

В признание заслуг Нижнеингашского района в организации народного образования  П.П.Тихонович, единственный представитель от сельских райотделов, в 1978 году был делегирован от Красноярского края на Всесоюзный Съезд учителей.

В 1984 году в районе функционировала  51 общеобразовательная детская школа. Из них 16 средних, 5 восьмилетних, 32 начальных, 8 школ работающей молодёжи, 1 средняя образовательная заочная школа. 81 % школьников занимались  в средних школах.  В школах обучался  5231 ученик. В интернатах проживало 516 учащихся.  В 1984 году в районе работало 36 дошкольных учреждений, 4 внешкольных учреждения (районный дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, отделение детской спортивной школы), которые объединяли более 1200 детей пионерского возраста. В районе был создан межшкольный учебно-производственный комбинат, где обучались 481 человек десяти профессиям. 496 учителей, воспитателей, старших вожатых работали с детьми района в 1984 году.

Восьмидесятые годы в системе образования района  – продолжение политики семидесятых годов и решение задач образования. В соответствии с требованиями реформы образования в Нижнеингашской №1, Березовской, Решотинской №1 открываются «нулевые» классы шестилеток. В 1983 году открыт учебно-производственный комбинат в Нижнем Ингаше, – районное учреждение образования, занимающееся профориентацией и подготовкой рабочих профессий старшеклассников, Это были следующие профессии: строитель, механизатор, оператор машинного доения, воспитатель детского сада, медсестра. Первым директором стал Юрий Викторович Шорохов.

В 80-90 годы руководителями отдела образования района работали Николай Николаевич Шарков, Василий Иванович Иванец, Валентина Ивановна Балахнина.

В 1996-1997 учебном году в районе работали 32 начальные школы, 7 непоных средних, 13 средних школ, в которых обучалось 5909 учеников. Обучение велось также в трех средних железнодорожных школах, вспомогательной школе (коррекционная школа – интернат IIV вида) и Тинское СПТУ – 69.

Празднование юбилея школы 50 лет.

Празднование юбилея школы 50 лет.

На протяжении всей деятельности образования района общее руководство и контроль за всеми образовательными учреждениями осуществлял отдел народного образования, который в соответствии с постановлением главы района № 31 от 05.02.2001 года «О реорганизации структуры администрации Нижнеингашского района»  реорганизован     в   районное управление образования. Начальником был назначен Александр Афанасьевич Играёв.

В школах реализуется программа компьютеризации, создан ресурсно-информационный центр (впоследствии – межшкольный методический центр), школы участвуют в реализации национального проекта «Образование». За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2005-2010 г.г.) 5 школ района стали победителями конкурса образовательных организаций, внедряющих инновационные технологии, 14 педагогов района стали победителями федерального уровня в конкурсе «Лучший учитель», а 16 учителей являются победителями краевого уровня.

В 2008 году начальником назначается Наталья Александровна Черенёва. Образовательная сеть района насчитывает 17 детских садов (14 – муниципальные, 4 – ведомственные), 15  начальных общеобразовательных школ, 5 основных и 16  средних общеобразовательных школ, 4 учреждения дополнительного образования, районный межшкольный методический центр, Нижнеингашский центр образования. Кроме того,  на территории района функционировали краевые образовательные учреждения: «Тинская   специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат YIII вида» и КГОУ Павловский детский дом. Дошкольным образованием в районе было охвачено 913 детей, что составляло около 50 % детей района в возрасте от 2 до 7 лет. В общеобразовательных школах обучалось  3905 учащихся.

Одной из главных задач  школ, детских садов является задача приведения зданий, помещений в соответствие с нормами СанПиН. В 2010 году сдается в эксплуатацию новое здание Тинской средней  школы №1, проведен капитальный ремонт в Стретенской средней школе, начинается строительство нового здания Решотинской средней школы №1 и 1 сентября 2012 года школа сдана в эксплуатацию.

Тинск 1

Тинская СШ № 1

РСОШ 1

Решотинская СШ № 1

В 2017 году  система образования насчитывает 34  муниципальных образовательных организации (19 школ, 11 детских садов, 1 учреждение дополнительного образования) и 3 краевых учреждения (учреждение СПО, детский дом и краевая основная школа – интернат), в которых в общей сложности обучается 5970 детей, в том числе 1073 – в детских садах, 3244 – в школах (31 проживает в КГКОУ «Павловский детский дом»), 43 – в Нижнепойменском филиале КГБПОУ «Канский технологический колледж», 1610 – в МБУ ДО «Радуга».  Образовательное пространство района предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях образования. Подвоз  учащихся к школам – является важным аспектом организации доступности качественного образования. Подвоз на 2017-2018 учебный год будет организован по 36 направлениям.

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны власти всех уровней, так и общественности. В первую очередь это касается обеспечения детей местами в детских садах.   Для организации доступности дошкольного образования организован  подвоз детей в Максаковский детский сад «Родничок» из п.Нижний Ингаш, в детские сады п.Нижняя Пойма из п.Курдояки.  Очередность в детские сады для детей в возрасте с 3 до 7 лет отсутствует на протяжении трех последних лет. Она сохраняется только  для детей в возрасте до 3 лет, и составляет 309 детей.

IMG_3497

Нижнепойменский детский сад «Золотой ключик»

IMG_3422

Нижнеингашский детский сад «Ромашка»

Особого внимания требует организация работы по обеспечению равного доступа к образованию детям с ограниченными возможностями здоровья. В районе на постоянной основе работает психолого-медико-педагогическая комиссия.  Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные и коррекционные услуги в детских садах и школах нашего района и эта работа активизировалась за последнее время. В образовательных организациях Нижнеингашского района обучается 161 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в дошкольных учреждениях -19, в школах- 142.  Для них организовано обучение по адаптированным образовательным программам.

Дополнительное образование представлено в районе  муниципальным бюджетным  учреждением  дополнительного образования  Нижнеингашским центром «Радуга». В районе функционирует  85 творческих объединений, которые осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное, культурологическое.    В 2017 году был дан старт новым общеразвивающим образовательным программа – «Эстрадный вокал»,  «Бардовская песня»   и «Легоконструирование».

Помимо учреждений, подведомственных управлению образования, в районе есть и другие учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей. МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Темп»  ежегодно обучает около 400  воспитанников. Учащиеся школ района (220 человек) получают дополнительное образование в двух детских школах искусств: МБУ ДОД Нижнеингашская детская школа искусств и МБУ ДОД Нижнепойменская детская школа искусств.

 mart_2017-2  ris3

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uo-ningash.gbu.su/%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/

Создание сайтов в Минусинске — www.msonline.ru